Молодежный экстремизм, профилактика межэтнических и религиозных столкновений Печать
01.07.2013 13:55

Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Нередко формирующийся у молодых людей комплекс социальных обид принимает форму этнически окрашенного протеста, что создает благоприятные условия для роста на этой почве разного рода «этно-» и «мигрантофобий».

В «чужих» - «приезжих» и «мигрантах» - молодежь, не имеющая жизненного опыта и знаний, порой начинает видеть причины собственной неустроенности. Они начинают восприниматься как угроза материальному благополучию, как нечто такое, что ограничивает возможности и жизненные шансы молодых людей на рынке труда, образования, жилья и т.д. В этой ситуации проникновение в молодежную среду экстремистских взглядов и идей может привести, как показывает опыт, к трагическим последствиям – применению насилия в отношении мигрантов, иностранных граждан. Другая группа молодежи – второе поколение трудовых мигрантов, родившихся или прошедших социализацию, – нередко само становится объектом этнофобии и ксенофобии со стороны своих сверстников.

Ответная реакция на такие действия может привести к эскалации этнического экстремизма, вспышкам насилия. Нельзя не учитывать в этой ситуации и опасности возможного обращения определенной части мигрантской молодежи из мусульманских стран и регионов к этническому и религиозному фундаментализму. Важным направлением работы по формированию толерантной среды в Ейске является создание единого информационного пространства для распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим народам, культурам, религиям.

Наряду с пропагандой ценностей мира и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях, необходимо использование потенциала средств массовой информации для содействия свободному и открытому диалогу, обсуждения имеющихся проблем, преодоления индифферентности по отношению к группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость. Как показывают практика, крайние формы национализма в России непосредственным образом связаны с распространенностью языка вражды, отсутствием быстрой и однозначной реакции на появление соответствующих высказываний в средствах массовой информации, слабой разработанностью лексики, корректной в отношении этнического и конфессионального разнообразия.

Среди культурно-исторических особенностей Ейска – многообразие представленных в городе религиозных конфессий, различных этноконфессиональных общин и групп. В течение многих десятилетий внутренняя жизнь Ейска основывалась на принципах взаимного уважения людей, исповедующих разные религии. Сохранение и развитие традиций религиозной толерантности в городе Ейске представляется особенно важным в ситуации нарастания в обществе проявлений расизма, экстремизма и ксенофобии, зачастую оправдывающихся идеологией религиозного фундаментализма.

Важным направлением работы по формированию толерантной среды является пропаганда ценностей сохранения этнического и конфессионального многообразия, религиозной толерантности и свободы совести среди представителей различных возрастных, социальных, профессиональных, этноконфессиональных групп; обеспечение доступа широких слоев населения Ейска к объективной информации о религиозных организациях и группах, действующих в Ейске; создание условий для экспертной оценки деятельности религиозных организаций и групп; эффективное противодействие религиозной нетерпимости и экстремизму; развитие межконфессионального и социального партнерства; повышение уровня взаимодействия религиозных организаций и групп в различных сферах общественной жизни; поддержание устойчивых контактов между различными религиозными организациями и группами и муниципальными органами власти .